Новости

В музее академика И. П. Павлова

4 апреля учащиеся 7Б класса посетили Мемориальный музей-усадьбу академика И. П. Павлова. Они прошли по комнатам Мемориального дома, который стал  музеем 6 марта 1946 года, а  построен ещё в середине XIX века. Ребята с большим интересом слушали рассказ экскурсовода о жизни семьи Павловых и о том, как воспитывали детей, об их увлечениях. Оказывается, у каждого была своя отдельная комната, причем в доме существовало деление на женскую и мужскую половину. 

В комнате второго сына Павловых, Дмитрия, находятся атрибуты настоящей химической лаборатории: микроскоп, наборы для опытов, инструменты. Но особенно понравилась ученикам комната Петра, в которой представлено много чучел различных животных: он был охотником и зоологом. 

В комнате Ивана привлекла внимание коллекция бабочек. Ребята прослушали пластинку с записью песни «Ночка» и узнали, что включали её только в том случае, если дети хорошо себя вели. Также за примерное поведение, за помощь по хозяйству или другие заслуги детям давали кусочек сахара, с которым можно было выпить не одну чашку чая. В свободное от учебы и труда время с удовольствием играли в городки и крокет. Посетители смогли увидеть диораму этой игры и подержать в руках биту: почувствовать, какими сильными должны быть игроки. 

В заключение экскурсии ребята пришли к выводу, что Иван Петрович Павлов, рожденный в простой семье рязанского архиерея, стал гениальным ученым, оставаясь до конца своих дней тем порядочным человеком, каким воспитывали его отец и мать. 

 

 

«Применимая математика — создание моделей реальных ситуаций»

Некоторые ученики опрометчиво утверждают, что после школы математика нигде не пригодится. Это в корне неверно! Во время учёбы в колледже, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, причем не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько тонн кирпича необходимо приобрести для постройки загородного дома? И тут на выручку приходит математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного комфортнее. 

3 апреля учителя математики ОГБОУ «ЦОДТ» организовали и провели региональную ярмарку педагогических идей  «Применимая математика — создание моделей реальных ситуаций». Эпиграфом мероприятия послужили слова Н. И. Лобачевского: «Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира». 

Ярмарка педагогических идей помогла ее участникам еще раз утвердиться в мысли, что математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Учащиеся должны относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний как для будущей их деятельности, так и для жизни всего человеческого общества.

Участники ярмарки обсудили множество вопросов. Они говорили о том, как в жизни применяется теорема Пифагора, зачем нужны геометрические знания, в чем важность изучения процентов. Оказывается, математика способствует борьбе с лишним весом, помогает вести семейный бюджет, составлять оптимальный маршрут движения, рассчитывать стоимость ремонта в квартире, выбирать выгодный тариф.  

Учитель физики нашей школы Любовь Михайловна Абрамова, поделилась опытом о том, как правильно рассчитать потребление и размер оплаты электроэнергии.

В заключение мероприятия педагоги пришли к выводу: каждый учитель математики должен работать так, чтобы его ученики, решив какую-нибудь задачу, захотели бы решить другую, более интересную и более сложную.  

 

Верные сыны Отечества

3 апреля в нашей школе в очередной раз побывали участники библиотечного молодежного клуба краеведов «Наследники», созданного при краеведческом отделе РОУНБ им. Горького. По словам Аллы Суриной, главного библиографа  краеведческого информационного отдела библиотеки и руководителя клуба, экскурсия по музею Кравковых, приуроченная к 160-летию со дня рождения доктора  медицины Василия Павловича Кравкова, вызвала у посетителей самые проникновенные чувства. 

Создатель и руководитель музея Светлана Васильевна Березняговская рассказала присутствующим об истории здания, в которое в 1850 году переселилась из Калуги семья Кравковых, а ныне располагается школа. В семье Павла Алексеевича и Авдотьи Ивановны родилось шесть мальчиков; по окончании 1-й мужской гимназии все они поступили в университеты, но трое умерли молодыми, а другие три брата приобрели мировую известность в науке.

Краеведы узнали, что Николай Павлович трудился рядом с Иваном Петровичем Павловым. Доктор медицины, академик, первый лауреат Ленинской премии, он стал основателем фармакологии, создал внутривенный гедоналовый наркоз, стоял у истоков изобретения инсулина. Василий Павлович – санитарный врач, доктор медицины, генерал-лейтенант, автор военных дневников периода Русско-японской и Первой мировой войн, которые были опубликованы членом семьи Кравковых, дипломатом, кандидатом исторических наук Михаилом Анатольевичем Российским. Сергей Павлович – агрохимик, почвовед, профессор, доктор агрономии, доктор геолого-минералогических наук.

В музее представлено родословное древо этого славного рода. Среди экспонатов – женский народный костюм (Авдотья Ивановна была из крестьянской семьи), фонарь, утюг и чернильница, извлеченные из печки во время ремонта, мужская одежда, макеты орденов, книги из личной библиотеки: Библия, написанный Николем Павловичем учебник «Фармакология» и другие.

Светлана Васильевна уделила достаточно внимания потомкам братьев Кравковых, помогавшим в организации музея и приезжающим на областные детские чтения «Кравковская весна», которые в нынешнем году проходят в пятый раз. С особой теплотой она говорила о докторе медицинских наук, профессоре кафедры фармакологии Рязанского государственного медицинского университета Динаре Галиевне Узбековой – авторе книги «Кравковы: два поколения ученых из Рязани» и фотохудожнике Евгении Николаевиче Каширине, которые также помогали в создании музея.

В завершение своего рассказа Светлана Васильевна выразила огромную радость, вызванную тем, что в музей пришли юные краеведы, умеющие так внимательно слушать, и посоветовала непременно заниматься краеведческими исследованиями.

 

Познакомились с великим педагогом А. С. Макаренко

Мы все знаем, что лишиться семьи это значит лишиться опоры в этой жизни. И, к сожалению, часто случается так, что без опоры остаются дети. Без семьи их воспитывает улица с суровыми законами выживания, где каждый сам за себя. 

Трудные подростки, беспризорники и малолетние преступники были всегда и именно с такими детьми работал выдающийся педагог А. C. Макаренко, создавший  такую систему воспитания, которая из людей презираемых обществом формировала граждан нужных обществу.

Макаренко сумел создать для трудных подростков такую духовно-гражданскую юность, которой могли бы позавидовать многие дети, воспитывающиеся в семьях и которая решительным образом определила их дальнейшую жизнь служения народу и Отечеству. Он вернул в общество около 3 тысяч правонарушителей и малолетних преступников

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд - «Педагогическую поэму» -  называют одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг? 

3 апреля для старшеклассников состоялось мероприятие, посвященное 83-летию выхода в свет знаменитой «Педагогической поэмы», в рамках которого перед школьниками выступил Александр Сергеевич Евстефеев,  прошедший трудные послевоенные годы беспризорником и ставший воспитанником детского дома. На память о мероприятии он подарил библиотеке школы свою книгу «Побег из детства», повествующую о том тяжелом времени.

Главный библиотекарь Регионального методического центра по работе с инвалидами О. А. Смирнова, рассказала присутствующим об интересных фактах из жизни А. С. Макаренко, о главных принципах его педагогической деятельности. Школьники внимательно слушали рассказ библиотекаря о трудных годах детства и юности Антона Макаренко, о том, как ему удавалось справиться не только с болезнями, но и насмешками сверстников. Удивление учащихся вызвал тот факт, что Антон Семенович еще 100 лет назад к юбилею Бородинской битвы, разыграл со своими воспитанниками это великое сражение, которое сейчас мы называем современной исторической реконструкцией.

На мероприятии также присутствовали члены Совета ветеранов и представители префектуры Советского района.

Встреча прошла в дружеской и теплой атмосфере, оставив приятные впечатления всем присутствующим.

 

Побывали на закрытии фестиваля «Подснежник»

2 апреля во Дворце молодёжи прошло торжественное закрытие IV Межрегионального фестиваля-форума в поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья «Подснежник», на котором побывали ученики нашей школы.

Подснежник не случайно стал символом фестиваля. Этот беззащитный хрупкий весенний цветок - олицетворение надежды на скорый приход тепла и победу над холодом. Точно так же, как без тепла солнца, превращающего лед в живительную влагу, не распустится этот нежный, но мужественный цветок, так и без нашей любви, понимания, внимания и терпения «особые» дети не смогут открыться миру в своей красоте.

В рамках церемонии закрытия состоялся благотворительный концерт «Дети солнца – дети дождя». Также в фойе для гостей организовали благотворительную выставку-ярмарку «Сделано с любовью».

Почетные гости фестиваля – заместитель министра образования и молодежной политики региона Дмитрий Донсков, Уполномоченный по правам ребенка Рязанской области Екатерина Мухина, заместитель председателя комитета по социальным вопросам Рязанской городской Думы Светлана Ворнакова – поблагодарили родителей и наставников за их любовь к детям, за поддержку, воспитание и обучение.

На сцене представили инклюзивный танцевальный проект студии танца «Поколение Dance» и Автономной некоммерческой организации «Навигатор будущего». 

Для зрителей выступили коллективы и солисты города Рязани с яркими и запоминающимися номерами. Интересно, что среди выступающих были не только опытные артисты, но и ученики специальных коррекционных школ, которые только начинают свой творческий путь. 

Встреча со сказками Пушкина

С чего начинается детство? С колыбельных песен мамы, с крепких рук отца, с запаха бабушкиных пирогов. И со сказок Александра Сергеевича Пушкина. С их помощью мы познаём мир, учимся различать добро и зло, красоту и безобразие.

Светлое и солнечное имя поэта сопровождает нас всю жизнь. С самого раннего детства, ещё не умея читать, мы уже повторяем наизусть строчки из его удивительных и волшебных сказок.

2 апреля учащиеся 1-5 классов посетили Рязанский государственный областной театр кукол, где посмотрели спектакль «Сказки Пушкина».

Постановка этого спектакля  была осуществлена благодаря гранту президента России и подарила юным зрителям встречу с дивными и мудрыми сказками – «Сказкой о попе и о работнике его Балде» и «Сказкой о рыбаке и рыбке».

«Волшебный край!..» – эти восторженные слова Пушкина начинают знакомство со сказочным миром, вольно и легко сотворенным гением и актерами. Герои только двух сказок – это уже галерея удивительных и многогранных образов, поэтичные картины живой природы с чудными существами, величие одушевленной стихии, и за всем этим красочным фееричным повествованием звучит проницательное, но не осуждающее авторское слово, звучит иногда откровением, а иногда напутствием. 

Представленный длиною в час спектакль совместил и добрую книжную традицию, и мультимедийные технологии, и яркое красочное представление.

 

Приняли участие в III Ильинских образовательных чтениях

29-30 марта в Рязани прошли «Ильинские образовательные чтения», организаторами которых выступили молодежный отдел Рязанской епархии и региональное отделение Общества «Двуглавый Орел». Ученики школ, студенты и курсанты из Пронского, Спасского, Сасовского, Старожиловского, Касимовского районов и города Рязани представили компетентному жюри свои доклады на заданные темы. Форум был призван познакомить рязанцев с творчеством выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина и способствовать пробуждению у учащихся интереса к исследовательской работе, познанию истории родного края и изучению традиционной религиозной культуры. 

В этом году молодые люди, знакомящиеся с творчеством философа, прислали на конференцию более шестидесяти докладов высокого уровня. Разнообразной оказалась и тематика выступлений: ребята посвятили свои труды Белому движению, осмыслению революции, диктатуре и демократии, поэзии. Авторы лучших работ представили доклады перед оргкомитетом чтений и другими участниками форума. Среди них была и десятиклассница нашей школы Светлана Бардина (наставник — учитель истории Е. Н.  Котягина), занявшая третье место. «Русский и советский патриотизм глазами И. А. Ильина» — так называлась исследовательская работа Светланы, в которой есть такие строки: «Да, наша страна возрождается, проходит тяжелый путь, но Русь жива и будет жить. И в случае опасности истинные патриоты, взяв пример с наших предков, защитят нашу святую землю. Я в это верю».

Все участники конференции получили памятные подарки, а победители стали обладателями ценных призов.

 

 

«Новая роль учителя в условиях цифровизации образования»

Педсовет-практикум под таким названием прошел в школьные каникулы. Целью его было выявление возможности эффективного применения цифровых технологий в педагогической деятельности, а также создание реальных информационных условий для развития творческой активности учащихся и педагогов.

Заседание педсовета началось с выступления заместителя директора по УР В. Н. Крашенинниковой, которая назвала сочетание традиционного образования и цифровых технологий секретом успеха учителя.

Затем педагоги посетили четыре мастер-класса, подготовленные их коллегами. О новых возможностях использования интерактивной доски в современной школе рассказала О. В. Крючкова. По мнению педагога, применение интерактивной доски значительно повышает эффективность урока за счет возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения, моделирования, конструирования. Также Оксана Владимировна напомнила присутствующим основные санитарно-гигиенические требования при работе за компьютером.

Л. М. Абрамова поделилась опытом использования интернет-ресурсов на уроках физики. Любовь Михайловна отметила, что применение ЭОР помогает решать задачи обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

Педагоги Н. М. Титунина и Е. В. Филячева провели мастер-класс по созданию видеороликов в программе Windows Movie Maker.

В. О. Апряткина и А. М. Левкина напомнили присутствующим о трех основных типах дыхания и рассказали о возможностях использования комплексной образовательно-профилактической программы «Волна» при работе  с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В заключение мероприятия педагоги пришли к выводу: использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, а также развитию личности учащихся, поэтому необходимо эффективно  применять цифровые технологии в педагогической деятельности.

 

Боремся с профессиональным выгоранием

28 марта педагог-психолог Вера Олеговна Апряткина и социальный педагог Наталья Викторовна Ащеулова провели психологический тренинг по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов. 

Общеизвестно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, авторитарность. При этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

В ходе тренинга педагоги описывали своё настроение с помощью ассоциативных карт, смогли пообщаться друг с другом на разнообразные темы с помощью упражнения «Циферблат», вспомнить и порассуждать на тему «Что мы любим?» и оформить свой ответ в технике коллаж, а также окунуться в глубь себя и найти путь к поставленным желаниям и целям с помощью упражнения «Ассоциации».

Тренинг, проведенный педагогом-психологом и социальным педагогом, помог его участникам снизить уровень эмоционального напряжения, а также сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Своей историей гордимся!

27 марта в Рязанском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» состоялся традиционный историко-литературный вечер для первокурсников «Своей историей гордимся». В этом году он был посвящен выдающимся выпускникам Рязанской 1-ой мужской гимназии.

Главный корпус института — памятник архитектуры XIX века: с 1815 по 1917 гг. здесь располагалась Рязанская 1-я мужская гимназия, давшая миру множество выдающихся имен. Исторический материал, послуживший основой для выступлений, собирали по крупицам в течение нескольких лет, работая в библиотеках города, Рязанском областном архиве, изучая уже имеющиеся публикации и исследования рязанских краеведов.

Приятно отметить, что в числе приглашенных была С.В. Березняговская, учитель русского языка и литературы нашей школы. Она рассказала присутствующим об уникальности рязанской династии Кравковых.  Дело в том, что в одной из служебных квартир при Управлении Рязанского губернского воинского начальника на ул. Астраханской (ныне Ленина, д. 29, в здании сейчас располагается наша школа №10) в 1850-1870-х годах проживала семья военного писаря Павла Алексеевича Кравкова. Здесь родились и провели детские годы его сыновья, вписавшие ряд ярких страниц в историю отечественной науки. Академик Н.П. Кравков — самый известный представитель старшего поколения рязанской научной династии. Он вошел в историю как основоположник отечественной школы фармакологов. В 1876-1884 годах он так же, как и другие прославленные рязанцы, учился в Рязанской 1-й мужской гимназии, затем поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. 

Заседание круглого стола «Своей историей гордимся» стало ярким  событием в жизни нашего города.