КОНСУЛЬТАЦИИ ПЕДАГОГА: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки.

В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором – формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Рассмотрим конкретно, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

  1. Приучите ребенка вовремя садиться за выполнение домашнего задания.
  • Приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр. Речь идет о ребенке, не посещающем группу продленного дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там. Дома они должны отдохнуть, пообщаться с родителями и друзьями.
  • Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже, но не откладывать это на поздний вечер.
  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
  • Рабочее место должно быть достаточно освещено.
  • Источник света должен находиться спереди и слева (для левши - спереди и справа).
  • Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
  1. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом.
  • Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.
  • На перерыв достаточно 5 минут.
  1. Научите распределять задания по уровню сложности.
  • Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
  1. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
  • Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо.
  1. Следите за тем, все ли уроки сделаны.
  • Может случиться так, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда придется с ним дополнительно позаниматься, объяснить то, что осталось непонятным.
  1. Постепенно нужно снижать степень контроля.
  • Если это первоклассник, то маме и папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы ребенок не отвлекался. Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь.
  • Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши». Нотации, раздраженные восклицания недопустимы: они только отвлекают ребенка от работы.
  • Прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой. Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Меняйте привычку ребенка постепенно. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, выходя из комнаты, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.
  • Подбадривайте своих детей, объясняйте, если они что-то не поняли или забыли, но не подменяйте их деятельность своей.
  1. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но!!! все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
  • Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради «грязь» получается. Самоисправления – это форма самоконтроля. Они должны поощряться.
  • Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».

Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Таким образом, ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.