Школа № 10 — единственная в городе школа, где обучаются дети с проблемами устной и письменной речи. В настоящее время у нас получают образование 245 учеников, из них 17 учащихся обучаются по индивидуальным учебным планам.
Обучающиеся проживают во всех микрорайонах города и близлежащих районах области. Обучение осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Срок обучения удлиняется на 1 год за счет увеличения количества предметов и часов на гуманитарный цикл (например, в 1-2 классах введены уроки произношения, в 1-10 классах – развития речи и логопедии). По окончании школы выпускники получают аттестат об основном общем образовании государственного образца.
Разные дети, попадая в образовательное пространство, имеют возможность в соответствии с уровнем их психического развития двигаться индивидуальными маршрутами в познавательной, личностной, деятельностной сферах.
В учебном плане школы соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого.
Инвариантная часть учебного плана включает в себя набор основных учебных предметов общеобразовательного учреждения, адаптированных и преобразованных с учетом особенностей речевого и личностного развития учащихся.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести их речевого недоразвития.
Задачи успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе решаются за счет построения образовательного пространства, обеспечивающего возрастное развитие детей с разными возможностями, что позволяет учащимся осваивать стандарты начального и основного общего образования, способствует их социализации, реализации индивидуальных способностей.
При этом обеспечивается различный темп прохождения учебного материала детьми, различный уровень его усвоения, различные формы организации учебного процесса.
Все дети имеют возможность, в зависимости от выявленных нарушений, получать квалифицированную помощь логопеда, психолога, социального педагога.
В целях психолого-педагогического сопровождения обучающихся в школе организована работа ШППк. Коррекционно-развивающие занятия узких специалистов на основании психолого-медико-педагогической диагностики дают дополнительные возможности ребенку в формировании познавательной, сенсорной, двигательной сфер. Форма и степень участия специалиста в поддержке определяются в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушений ребенка.
Самое важное для успешного сотрудничества медицинского работника, логопеда, психолога и учителя — установление равноправных отношений. Совместная диагностика и дальнейшее сопровождение ребенка дает возможность решить его проблему комплексно: с точки зрения учебного процесса, психологии и физиологии.
Образовательный процесс охватывает как учебную деятельность, так и внеурочную, реализуемую по следующим направлениям: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, общекультурному, социальному, общеинтеллектуальному. Особое значение приобретает участие в художественных, спортивных, трудовых, общественно-полезных делах и играх, т.к. при этом создаются дополнительные условия для социализации и коррекции нарушений в развитии ребенка.
Полноценная коррекционная работа невозможна без помощи родителей ученика. Уже на диагностическом этапе можно спрогнозировать тот объем помощи, который смогут обеспечить родители. В зависимости от того, насколько родители готовы сотрудничать с психологом, определяется форма работы с ними: периодические очные консультации или присутствие на коррекционно-развивающих занятиях, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневник или заполнение специальных анкет, родительские собрания. Кроме того, психолог рекомендует специальную литературу и различные пособия для занятий дома.
Авторитет школы с честью и достоинством несут ее учителя. В школе работает сплоченный профессиональный коллектив педагогов, который представлен творческими учителями с высокой теоретической и технологической подготовкой, положительным опытом осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе. 3 педагога имеют звание «Почетный работник общего образования», 12 педагогов награждены почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, 3 учителя имеют благодарность Министерства просвещения РФ, 1 педагог имеет грамоту Губернатора Рязанской области, 2 — благодарность Губернатора Рязанской области, 1 педагог имеет знак Губернатора Рязанской области «За усердие», 1 — Памятный знак Губернатора Рязанской области «Благодарность земли Рязанской», 1 — знак «В память 80-летия Рязанской области», 1 — «125 лет со дня рождения С. Есенина», 1 — «270 лет со дня рождения Германа Аляскинского». 2 учителя являются победителями конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности.