СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Программа взаимодействия с социальными партнерами
ОГБОУ "Школа № 10"
Пояснительная записка
Социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Для эффективного социального партнерства необходимо выполнить ряд условий:
- Осознание значимости решения возникшей проблемы, возможности ее решения только совместными усилиями.
- Осознание выгоды и привлекательности социального партнерства для всех субъектов школьной образовательной среды.
- Предоставление возможности всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:
- добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из реализуемого проекта;
- кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность по реализации предполагаемого проекта;
- самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется успеху);
- сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
- открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
- гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
- толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
- общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, микрорайона, города и т.д.).
В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде наша школа выделила 3 этапа:
- определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);
- совместная деятельность (итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);
- собственно партнерство в школьной образовательной среде.
Основные виды совместной деятельности
Деятельность |
«Продукт» |
Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса |
Модели, концепции, ресурсы |
Проектирование образовательного процесса |
Образовательные программы |
Реализация образовательного процесса |
Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др. |
Взаимоподдержка |
Психологический комфорт партнеров |
Для нас социальное партнерство – это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.
Цель: сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект школьника.
Задача: развитие общественного участия в управлении процесса образования через реализацию приоритетных направлений развития;
Планируемый результат:
- повышение качества образования;
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг.
Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.
Механизмы взаимодействия:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
- социально значимые акции.
Основные направления работы:
- совместная (коллективная) деятельность;
- сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
- формирование активной жизненной позиции.
Основная часть
В целях повышения эффективности воспитательного процесса организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, культурной, профилактической направленности. Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование качества образования.
Взаимодействие ОГБОУ "Школа №10" с социальными партнерами
№ |
Социальные партнеры |
Совместная деятельность |
1 |
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала В.Ф. Маргелова |
Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство», реализация проекта «Честь имею» - уроки мужества, концерты группы «Контакт», совместные мероприятия из цикла «Я служу России») |
2 |
Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области | Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство») |
3 |
Академия ФСИН России | Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство») |
4 |
137 Гвардейского парашютно-десантный Рязанский ордена Красной Звезды полк | Патриотическое воспитание (работа инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство») |
5 |
Рязанский городской совет ветеранов | Патриотическое воспитание (встречи с ветеранами «Они сражались за Родину», общешкольная акция «Поздравь ветерана») |
6 |
Рязанский филиал Московского университета МВД РФ; Академия ФСИН России; КДН | Правовое воспитание (часы общения из цикла «Права и обязанности», деловые игры, профилактические беседы) |
7 |
Рязанский союз профессиональных литераторов | Исследовательская деятельность (реализация проекта «Творчество современных рязанских поэтов как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания» -встречи с поэтами и писателями, участие в творческих вечерах) |
8 |
Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Детский санаторно-оздоровительный Центр «Колос» |
Проведение семинаров по патриотическому воспитанию |
9 |
Музей истории ВДВ Музей истории молодёжного движения Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина |
Музейные уроки |
10 |
Общественная организация «Экологический Рязанский Альянс» | Социальные акции |
11 |
Благотворительный фонд «ПроДетство» |
Реализация программы «Образование для всех»; проект «Мир профессий»; участие школьников в социальных акциях фонда; экскурсии; развитие материально-технической базы школы |
12 |
Рязанский областной клинический наркологический диспансер; «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам» |
Совместная реализация программы «Здоровье на 5»; тематические лектории, встречи с медицинскими специалистами |
13 |
«Рязанский городской Дворец детского творчества» |
Проведение уроков физкультуры в бассейне |
14 |
Детская музыкальная школа №1 |
Организация концертных программ, мастер-классов для учащихся школы |
15 |
Рязанский мноопрофильный колледж; Межшкольный учебный комбинат |
Профориентационная деятельность (на базе данных учебных заведений учащиеся 8-10 кл. получают образование по выбранным специальностям) |
16 |
Рязанская областная детская библиотека |
Библиотечные уроки |
17 |
РГУ им. С. А. Есенина |
Школа является базой для прохождения педагогической практики студентов |
Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – совет школы, родительский комитет, попечительский совет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей Программу развития школы, модели самоуправления школьников, являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований, диспутов и т.п.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.