ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно  только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, что необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы (звука).

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Вначале  педагог на занятии рассказывает об упражнении, затем показывает выполнение упражнения. Ученик его выполняет, а педагог проверяет правильность выполнения.  Дома необходимо отработать с ребёнком чистоту, чёткость движений, их плавность, силу, темп, точность движений.

Рекомендации к выполнению упражнений в домашних условиях

• Нужно идти от простых упражнений  к более сложным.
• Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственное ощущение положения органов артикуляции ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий) и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2 раза в день (утром и веером)  5 – 7 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. 
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
• Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.
• Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.