ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Дети с нарушениями речи – дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения речи различаются по формам и степени выраженности. Они могут затрагивать только фонетическую сторону речи или также ее смысловую сторону, словарный запас, грамматический строй. Нарушения речи проявляются в изменении темпа и плавности речи, в расстройствах письма и чтения.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Под ЗПР понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает, главным образом, в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Дизартрия – расстройство артикуляции, затруднение в произношении звуков речи в связи с недостаточностью речевого аппарата, обусловленное различными органическими поражениями ЦНС.

Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в пропусках и перестановках букв и слогов, нарушении согласования слов, нарушении структуры предложения и др.

Дислексия – нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Дети с дислексией испытывают затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала.