Консультации психолога

Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро?

Шкала общения родителей с ребенком.

Прежде всего, Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка положительные и отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка:

       

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

 

     

обнимали

обсуждали

ласкали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

 

     

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-либо

делали сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставилив угол

 

     

 

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения:

  • Я тысячу раз говорил тебе, что…
  • Сколько раз надо повторять…
  • О чём ты только думаешь…
  • Неужели тебе трудно запомнить, что…
  • Ты становишься…
  • Ты такой же как,…
  • Отстань, некогда мне…
  • Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты — нет…

Рекомендуемые фразы для общения:

  • Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
  • Как хорошо, что у меня есть ты.
  • Ты у меня молодец.
  • Я тебя очень люблю.
  • Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
  • Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
  • Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

  • Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  • Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  • Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  • Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  • Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  • Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
  • Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  • В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
  • Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  • Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  • Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Итоги и выводы:

  • Помогать преодолевать детям адаптационный период.
  • Оказывать детям поддержку.
  • Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.