"СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ"

Учитель 1 квалификационной категории
Старшинова О.В. 
воспитатель высшей квалификационной 
категории Алексеева Т.Н.

Интегрированный тематический классный час
«Семейные традиции»

Цели и задачи:

  • сформировать представления детей о традициях семей нашего класса,
  • развивать познавательный интерес детей к истории своей семьи,
  • воспитание любви к своим близким, к своей Родине.

Активизация словаря: традиции, наследие. 
Оборудование: словарь под ред.Ожегова, учебник «Основы светской этики», дидактический материал, поделки детей, похвальные грамоты детей, сочинения детей, фотографии, угощение, самовар, компьютер (музыкальное сопровождение). 
Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, в этом учебном году мы начали изучать новый предмет «Основы светской этики». На одном из уроков вы говорили о семейных традициях. Что обозначают слова : традиция, семья? Давайте обратимся к словарю.

1 ученик находит в словаре слова:
Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому; что унаследовано от предшествующих поколений.
Обычай - установившийся порядок поведения в быту.
Семья - группа, живущих вместе родственников, группа людей, сплоченными общими интересами.

Учитель: Ребята, на уроке мы с вами разбирали пословицы по теме «Семья. Семейные традиции». Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Для этого нам надо поделиться на 2 группы. 
(Учитель раздает подгруппам задания:
1 подгруппа собирает пословицу «Вся семья вместе, так и душа на месте»
2 подгруппа- «Зачем клад, коли в семье лад»)

Учитель: Ребята, на одном занятии вы получили задани - узнать, собрать материал и рассказать о семейных традициях. Вы занимались поисковой работой 2 месяца: собирали материал, фотографии, составляли рассказы. Сегодня мы подводим итоги нашей поисковой деятельности и составляем альбом «Семейные традиции». 
Наша 1 страница называется «Умелые руки не знают скуки». (Вставляет в альбом страничку). Объясните, пожалуйста, смысл этой пословицы.

Ученики: (Люди, которые заняты делом, никогда не скучают.)

Учитель: Про кого из детей нашего класса я сочинила загадку? В ней много слов-подсказок, по которым вы сразу определите, о ком идет речь.

Лепят, режут и кроят.
Поделки из бисера огнем горят.
Что хотите вам сплетут. 
Как умельцев тех зовут?

Ученики: (Сафонова Марина и Каскин Арсений)

Марина Сафонова: Обычно вечерами, в выходные дни, папа, мама и я любим делать поделки. Мы с мамой – из бисера, а папа – из дерева. Моя бабушка тоже была мастерицей. (Вставляет в альбом фотографии)

     

Арсений Каскин: В свободное время мы с бабушкой и мамой любим мастерить поделки из разных материалов. Моя бабушка всё любит делать своими руками, а я всегда помогаю ей. (Вставляет в альбом фотографии)

    

Учитель: Все вы знаете, что Марина и Арсений неоднократно награждались грамотами и дипломами. Вы не раз видели их конкурсные работы. (Показывает грамоты и дипломы детей)

Учитель: 2-я страница нашего альбома называется «Земля - наша кормилица».
Как вы это понимаете?

Ученики: (Ягоды, грибы, овощи и фрукты растут на земле).

Учитель: Подумайте и скажите о каком ученике нашего класса идет речь в сочиненной мною загадке:

Напевая песенку на ходу, 
Тянет шланг к картошке в борозду.

Ученики: (Об Устинкине Илье).

Устинкин Илья: Все мои родственники жили и трудились на земле. Я очень люблю с бабушкой и мамой помогать деду выращивать урожай. (Вставляет в альбом фотографии)

Воспитатель: 3 страница нашего альбома «Окончил дело – гуляй смело» и я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте сыграем в русскую народную игру «Каравай»
А как вы думаете, почему мы вспомнили эту игру и в центр круга поставили Марину?

Ученики: (Мы были на дне рождения у Марины и играли в эту игру).

Воспитатель: Значит сейчас мы поговорим о традициях, которые связаны с отдыхом людей. Одна из традиций – ходить в гости на дни рождения друг к другу, культурно проводить время.

Деркачев Кирилл: Наши бабушки хорошо пели частушки. Их приглашали на семейные праздники, дни рождения. С ними было очень весело всем.

    

Даниил: В нашей семье любят отмечать дни рождения. Мы ходим в гости. К нам приходят гости. (Вставляет в альбом фотографии)

Воспитатель: Традицией дней рождения - печь пироги, торты. Вот традиционное блюдо дней рождения. (Ставит пирог на стол).

Учитель: Одна из традиций нашего народа - отмечать православные праздники. Об этом нам сейчас расскажут ребята.

Воронова Даша: Моя бабушка живет в селе. Мы всегда ездим всей семьей на наш любимый праздник – Масленицу. Бабушка нам рада. (Вставляет в альбом фотографии).

Учитель: А традиционным блюдом Масленицы являются блины. (Даша ставит на стол блюдо с блинами и вставляет в альбом фотографии)

     

Соломатина Алиса: А мы всей семьей ездим к бабушке летом на праздник – Троица. Мы любим собираться вместе. Это главный праздник в селе у бабушки.

Учитель: Ребята, издавна на Руси отмечают этот праздник. Дома в этот день украшают березовыми веточками. (Показывает фотографии Алисы в русском национальном костюме). Посмотрите, как одевались раньше девушки на праздник.

    

Гиблов Дима: А в нашей семье все любят лес, собирать дары природы и заготавливать их на зиму.

Учитель: Ребята, а какие дары природы собирают Дима с дедушкой отгадайте:

Стоит Антошка на одной ножке, 
Кто не пройдет, всякий покланяется.

Ученики: (гриб)

Дима Гиблов: Мы с дедушкой любим ходить в лес за грибами. Бабушка готовит из грибов вкусные блюда. (Дима показывает баночку с грибами)

Воспитатель: 4 страница нашего альбома - «Все люди нашей страны дружбой сильны».
В нашей семье-стране живут народы многих национальностей. О традициях азербайджанской семьи расскажет Агаев Илья.

Агаев Илья: На праздник Новроз к нам всегда приходит много друзей. Мы с мамой готовим наше национальное угощение - «Пахлаву». Это сладость к чаю. Самое главное в ней - грецкие орехи. Вот как выглядит это блюдо. (Вставляет в альбом фотографии).

Учитель: 5 страничка нашего альбома: «Есть такая традиция - Родину защищать»
В семье Дмитриева Алеши чтят эту традицию.

Дмитриев Алеша: Мой папа военный. Мой дед был военным. Мой крестный военный. Я тоже с детских лет готовлю себя Родину защищать. Занимаюсь спортом - ведь военный должен быть сильным и выносливым. (Вставляет в альбом фотографии).

     

Учитель рассказывает о традициях своей семьи.
Воспитатель рассказывает о традициях своей семьи.

Воспитатель: "Семья – это не только родственники, живущие вместе. Наш классный коллектив - это тоже семья. У нас общее  главное дело - учеба. В свободное время мы любим вместе проводить праздники." (Вставляет в альбом фото).

Давайте ещё раз перелистаем страницы нашего альбома . (Звучит песня»Семейный альбом» в исполнении Эдиты Пьехи)

Народная Мудрость гласит: « Не красна изба углами, а красна пирогами». Это значит, что самое главное в семье тепло, уют, гостеприимство. Вот и в нашей классной семье уже накрыт стол, мне осталось только поставить самовар. Мы приглашаем всех присутствующих гостей за стол.